исследования по методологии науки М. Вебера

исследования по методологии науки М. Вебера
        ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ М. ВЕБЕРА. — Большинство работ М. Вебера так или иначе затрагивают проблемы методологии социально-гуманитарных наук, но ряд из них специально посвящен данной теме. К ним можно отнести такие труды, как «Методология социальных наук», «Объективность социально-научного и социально-политического исследования», «Критические исследования в области наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Смысл "свободы от оценки" в социологической и экономической науке». В первой из названных работ Вебер выделяет понятие «идеальный тип» как методологическое средство социально-гуманитарного познания. Идеальный тип представляет собой некоторую упорядоченность эмпирического материала, полученную в результате интерпретации. Ключевые понятия социально-гуманитарных наук тоже являются идеальными типами. К ним относятся такие понятия, как «феодализм», «капитализм», «бюрократия» и др. Вебер рассматривал идеальные типы как логические или теоретические конструкты. За ними стоит определенная объективная реальность, не тождественная этим конструктам (см. Типологический метод в социальных науках).
        Социальная наука изучает действительность, под которой Вебер понимает индивидуальную структуру социокультурной жизни в ее универсальном значении. Здесь возникает задача понять эту жизнь, а не только получить общее знание в абстрактных родовых понятиях. Предмет социологии, напр., диктует ее сходство не только с науками о природе, но и с науками о культуре. Поэтому Вебер пытался привести метод социологии в соответствие с ее предметом. Познание направлено на объяснение предмета исследования при условии его понимания. Вебер предлагает типологию социальных действий, которая иерархична по отношению к способности субъекта познания понимать эти действия. Так, аффективное и традиционное действие очень сложно понять, ценностно-рациональное действие понимается легче, поскольку, оно хотя и основано на вере в безусловную ценность, оно намечает рациональный путь к ней. Рационально-ценностно действует тот, кто, несмотря на последствия, следует своим убеждениям. Целерациональное действие учитывает последствия. Здесь поведение индивида ориентировано на выбор целей, средств и на анализ побочных результатов действия. Понимание наиболее явным образом достигается при анализе целерационального действия, по отношению к которому не только аффективное и традиционное, но и ценностно-рациональное действие не являются рациональными. Концентрированной формой его проявления считается экономическая деятельность, основанная на протестантской этике.
        Введение понимания в исследовательскую программу обществознания преследовало ряд целей. Прежде всего, учесть специфику наук об обществе. Понимание предполагало, что предметом общественных наук должны быть не только цели и результаты деятельности людей, но и ее ценности, мотивы и смысловое содержание действия. Как отмечает Вебер, предметом познания может стать только «конечная часть» действительности. Понимание было призвано установить отношение объекта к контексту, а если это объект прошлого — к контексту своей и чужой культуры, поместив его в контекст истории. И, наконец, посредством понимания предполагалось преодолеть эмпиризм социально-гуманитарных наук специфическим для них образом. М. Вебер говорит о двух типах понимания. Оно может быть непосредственным, данным в повседневном опыте. Другим типом является объясняющее понимание, включающее понимание смыслов действия и мотиваций того, кто совершил действие. Понимание необходимо для идентификации конструктов сознания исследователя с социальными феноменами, для уяснения объема и содержания понятий и теоретического построения социальной реальности, не данной эмпирически. Объясняющее понимание должно вскрыть причины и отдельные ситуационные смысловые значения изучаемой деятельности. Вебер не противопоставляет, таким образом, понимание причинному объяснению. Он полагает, что в науках, предметом которых является смысл действия, объяснить означает постигнуть смысловую связь, включающую также действия, доступные непосредственному пониманию. Они связаны между собой. Интерес к проблеме понимания подчеркнут у Вебера тем, что в качестве субъекта социального действия у него выступают отдельные индивиды, а не коллективы или общество в целом. Поэтому субъект социального действия имеет мотивацию и ориентацию на других. Мотивация субъекта, равно как раскрытие смысла социального действия, требуют понимания. Ориентация на другого является источником социальности.
        Вебер уделяет большое внимание проблемам объективности социально-гуманитарных наук. Объективное знание достигается социальной наукой путем мысленного упорядочения фактов. Социальная политика, в отличие от этого, излагает определенные идеалы. Одним из важных методологических положений Вебера является свобода от оценочных суждений. Деятельность, направленная на извлечение смысла, в случае целерационального действия совпадающая с мотивами действующего субъекта, представляет этот смысл в качестве объективной реальности и не пытается подвергнуть ее той оценке со стороны субъекта познания, которая присуща не науке, а политике, этике, мировоззрению, частной жизни и может характеризовать деятельность ученого за пределами науки. В этом требовании Вебер выступал против партийности социального знания и его преподавания в духе партийности.
        В.Г. Федотова

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "исследования по методологии науки М. Вебера" в других словарях:

  • Политические науки — Политология , или политические науки наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами,… …   Википедия

  • СССР. Естественные науки —         Математика          Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… …   Большая советская энциклопедия

  • МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ — систематический анализ методов, применяемых для получения научного знания и тех общих принципов, которыми направляется научное исследование. Методологические исследования можно разделить на общие, частные и конкретные. Общая методология… …   Философская энциклопедия

  • История науки — История науки  это исследование феномена науки в его истории. Наука, в частности, представляет собой совокупность эмпирических, теоретических и практических знаний о Мире, полученных научным сообществом. Поскольку с одной стороны наука… …   Википедия

  • Вебер Макс —     ВЕБЕР (Weber) Макс (21 апреля 1864, Эрфурт 14 июня 1920, Мюнхен) немецкий социолог, историк, экономист. В 1882 86 изучал право в университете Гейдельберга. В 1889 защитил диссертацию по средневековому хозяйственному праву. С 1893 профессор в… …   Философская энциклопедия

  • ВЕБЕР — М. Вебер. Фотография. 90 е гг. XIX в. М. Вебер. Фотография. 90 е гг. XIX в. [нем. Weber] Макс [Карл Эмиль Максимилиан] (21.04.1864, Эрфурт 14.06.1920, Мюнхен), нем. социолог, историк, экономист, философ, юрист. В. был старшим из 7 детей в семье… …   Православная энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ —         (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым …   Философская энциклопедия

  • Вебер, Макс — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вебер (фамилия). Макс Вебер Max Weber …   Википедия

  • Социология — (франц. sociologie, от лат. socictas общество и греч. lógos слово, учение; буквально учение об обществе)         наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с… …   Большая советская энциклопедия

  • ТЕОРИЯ — (от греч. оеяркх умозрение) 1) в широком смысле вид человеческой деятельности, направленный на получение обоснованного объективно истинного знания о природной и социальной реальности в целях ее духовного и практического освоения; 2) в узком… …   Современный философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»